Штанькова Ирина Сергеевна,воспитатель,детский сад №14,село Новоселицкое
Проект «Огород на подоконнике»
06 мая [пн]
МДОУ «Детский сад №14» логопедическая группа Проект «Огород на подоконнике» Воспитатель: Штанькова ИринаСергеевна Проект: краткосрочный. Продолжительность: 8 недель. Направленность: познавательно – исследовательская. Участники: воспитатель, дети логопедической группы,родители. Актуальность: Дошкольный возраст – возраст познания и исследованияогромного мира природы. Участвуя в проектах, дошкольник получаетсистематические знания, в результате практической деятельности и наблюдения.Наблюдение – это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивоговнимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Взрослыена этом этапе главные помощники. Деятельность по уходу за «огородом» закладываетосновы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.Создание «огорода» на подоконнике развивает любознательность и наблюдательностьу детей, помогает лучше узнать жизнь растений и их особенности. Способствуетхудожественно – эстетическому развитию. Цель: формирование у детей интереса к исследовательскойдеятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; воспитание у детей любви к природе; создание в группе «огорода» на подоконнике. Задачи: Расширять знания детей о культурных растениях; Закреплять знания о строении растений; Формировать представление об особенностяхвыращивания культурных растений (лук, чеснок, укроп, кинза, петрушка, салат,редис); Обобщать представление детей о необходимых условияхдля благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва); Систематизировать знания детей о значении воды вжизни всего живого; Продолжать формировать умение детей ухаживать зарастениями в комнатных условиях; Обогащать словарный запас; Способствовать развитию творческих способностей удетей; поощрять разнообразие детских работ. Предполагаемый результат: Дети познакомятся с культурными растениями; Дети получат знания о разнообразии семян; В процессе опытнической работы дети получат знанияоб условиях необходимых для роста растений; Дети получат знания о строении растений; Дети научатся правильно ухаживать за растениями; В группе будет создан «огород» на подоконнике; Дети научатся фиксировать свои наблюдения вдневниках; Родители примут активное участие в реализациипроекта; Этапы работы над проектом: Подготовительный: 1 неделя: Определение цели и задач проекта, сборинформационного материала, заготовка посадочного материала, создание условийдля организации работы в «огороде» на подоконнике. Составление плана мероприятий по организации детскойдеятельности. Основной (или этап реализации проекта): 2, 3, 4, 5недели: Проводятся мероприятия - рассматривание, беседы,чтение, опыты, эксперименты, творческая деятельность; Уход за растениями; Наблюдение за ростом растений. Заключительный: 6 неделя: Подведение итогов; Составление фото отчета по реализации проекта; Выставка творческих работ детей; итоговая беседа. План-схема реализации проекта: “Огород наподоконнике” Беседы «Откуда берутся овощи?» «Труд людей на приусадебных участках». «Что нужно растениям для роста и развития?» «Уход за овощными культурами». Итоговая беседа «Чудо-огород на подоконнике». Наблюдения Рассматривание семян через лупу. Наблюдение за всходами растений. Наблюдение за ростом лука, чеснока, укропа, кинзы,петрушки, салата, редиса. Наблюдение за состоянием листьев в утреннее иполуденное время. Наблюдение за состоянием листьев рассады послеполива и опрыскивания. Познавательно-исследовательская деятельность Разновидность семян. Посадка семян на рассаду. Строение растений. Установление связи: растения - земля, растения -вода, растения - человек. Выращивание лука, чеснока, укропа, кинзы, петрушки,салата, редиса на «грядке» в помещении. Дегустация выращенной зелени. Социально-коммуникативное развитие Игры «Во саду ли, в огороде» «Найди отличия» Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин». Дидактические игры «Вершки и корешки» «Что сначала, что потом» «Узнай на ощупь» «Что лишнее?» «Лото «овощи и фрукты» «Чего не хватает?» «Что изменилось?» Труд Посадка растений. Полив и опрыскивание всходов. Прополка сорняка. Сбор урожая. Речевое развитие Рассматривание Книг, иллюстраций о растениях. Чтение детям: Пословицы и поговорки об овощах. Чистоговорки об овощах. Потешки об овощах, Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Д. Родари «Чиполлино», Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?». Русская народная сказка «Вершки и корешки». Составление рассказа – описания по картинкам. Стихотворение-игра-считалка Г. Сапгир “Садовник”. Отгадывание загадок Об овощах. Развивающие игры на развитие речи «Магазин «фрукты, овощи, ягоды» «Чудесный мешочек». «Один - много». «Назови ласково». «Что за овощ?» «Закончи предложение» Художественно-эстетическое развитие Конструирование «Забор для нашего огорода». Конструирование . «Домик для нашего огорода» Лепка «Наши овощи созрели». Рисование «Зарисовка этапов роста растений». Слушание Б. Можжевелова «Огородная – хороводная». Игра – хоровод «Кабачок». Музыкальная игра «Пугало». «Хоровод овощей». Физическое развитие Пальчиковые игры «Фрукты». «Театр пальчиков и языка». «Варим мы компот». «В сад идем мы погулять». Подвижные игры «Баба сеяла горох». «Посади и собери урожай». Мероприятия по работе с родителями Участие в создании «огорода на подоконнике». Участие в наблюдениях. Организация выставок детских работ рисунков, поделок из пластилина. В ходе реализации проекта «Огород на подоконнике»были получены следующие результаты: Дети познакомились с многообразием овощных культур; Получили знания о строении растений; Узнали об условиях необходимых для благополучногороста и развития растений; Научились ухаживать за растениями; В группе создан «огород» на подоконнике; дети учились фиксировать наблюдения за растениями в«дневниках наблюдений»; родители приняли активное участие в проекте «Огородна подоконнике». ПРИЛОЖЕНИЕ Беседа: «Откуда берутся овощи?» Цель: Сформировать представление о садово-огородныхкультурах. Задачи: Уточнять и закреплять знания детей обовощах, фруктах, ягодах, их свойствах и качествах; как выращиваются; какуюпользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе,самостоятельность при выполнении заданий. Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во садули в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель. Ход беседы: В: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела настоле эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей). В: Хотите узнать? Воспитатель достает из коробочки загадки В: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем. (на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.) Загадки об овощах. Красна девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) Сто одежек - Все без застежек. (Капуста) Без окон, без дверей Полна горница людей. (Огурец) Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль) Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Растут на грядке зеленые ветки, А на них - красные детки. (Помидоры) Этот овощ тыкве брат — Тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок Между грядок... (Кабачок) Голова, а сверху ус. Нет, не сладок он на вкус. Прибежали со всех ног Мы к обеду рвать... (Чеснок) На арбуз похожая — Тоже толстокожая. К платью желтому привыкла, Греется на солнце... (Тыква) В: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у наспоявились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи! Овощи — основная еда, без которой человеку необойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Попробуем сосчитать, сколько различных овощейнаходится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля иморковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа. Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощноерагу. Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральныхсолей и других полезных веществ, необходимых человеку. Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглыйгод. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи,такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами испособны предупреждать и излечивать болезни. Из овощей не только готовят вкусные и полезныеблюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получаюткрахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты. - А откуда берутся овощи? (варианты ответов детей) - Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке. В: Сегодня мы с вами создадим свой маленький«огород», только он будет на подоконнике. Кто из вас знает, что нам нужно для того, чтобыполучился огород? (варианты ответов детей). - Нам понадобятся контейнеры с землей, семенарастений, вода. ( Воспитатель приглашает детей к столу, на которомстоят контейнеры с землей, лежат семена.) В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем висследователей, посмотрите, перед вами на тарелочках лежат семена, ониодинаковые? (ответы детей). - Правильно, все семена разные. У нас есть семенаогурца, чеснока, укропа, кинзы, петрушки, редиса и салата . Семена лука выглядят в виде большихлуковиц. А теперь потрогайте пальчиками землю. Какая она?(ответы детей) Она мягкая, рыхлая, влажная. А теперь мы посадим луковицы в контейнеры с землей.Луковицы должны лежать на одинаковомрасстоянии друг от друга. Теперь немножко засыплем их землей. Луковицы посадим в землю на одинаковом расстоянии. Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семенаросли? ( ответы детей) Нужно полить. И будем наблюдать, что же будет с ними происходить. - Ребята, скажите, чем мы сейчас занимались? - Сажали семена овощей и зелени. - Какие овощные культуры вы знаете? - Какие полезные свойства овощей вы знаете? - Откуда берутся овощи? Беседа: «Труд людей на приусадебных участках» Цель: Формировать представление детей о работе наприусадебном участке. Задачи: Закрепить представления детей о характерныхпризнаках весны. Прививать желание и интерес к труду. Воспитыватьлюбовь и бережное отношение к живой природе. Материал: Слайды как люди работают на приусадебныхучастках; картинки или муляжи овощей. Ход беседы: В: Ребята, синичка принесла письмо. Послушайте. Пишет намНезнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пришла весна и скоро нам с друзьяминужно будет посадить в огороде овощи, а как это делать я не знаю. Может быть выподскажете, с чего начать и как это делается?» Ваш друг Незнайка. - Что, ребята, напишем Незнайке письмо? Мы свойогород уже посадили и сможем ему подсказать. Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейкифевральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевныехлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовитьящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц. Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая землянапитается талой водой и согреется — можно идти работать в огород. Скоропоявится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаромведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится». С чего нужно начать весенние работы в огороде? (ответыдетей, составление письма). Верно! Сначала нужно собрать граблями прошлогоднююлиству и засохшие стебли растений в кучу и сжечь их, а образовавшейся золойможно удобрить землю в огороде. Затем нужно наметить, где мы будем делатьгряды, и вскопать землю. Вот огород и вскопан, сделаны ровные, аккуратныегрядки, чуть приподнятые над землей, чтобы к корням овощей, которые мы посадим,поступало больше воздуха. Летом на грядках созревают овощи: зажигаютсяфонарики сладкого перца, начинают алеть помидоры, наливаются соком кабачки — иприходит время собирать урожай. Народ примечает: «Август — и собериха, и припасиха»;«Что соберешь в августе, тем и будешь сыт». Послушайте стихотворение. Добрый урожай Как чудесно в огороде Поработать ясным днем! Теплый луч по грядкам бродит, Мятой пахнет чернозем. Пахнет сладкой спелой сливой И картофельной ботвой, Медом белого налива У меня над головой. Все поспело, все созрело — Добрым будет урожай! Здесь для всех найдется дело, Не ленись, да собирай! Говорили в народе и так: «Пришло время батюшке-огороду поклониться». Огород-батюшка Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты кормил нас целый год И капустой, и морковью. Угощал нас кабачком, Сельдереем и лучком. Солнечным весенним днем Снова я к тебе приду. Я вскопаю чернозем, Вырву с корнем лебеду. Стану я тебя лелеять, Наш кормилец-огород, Чтобы всходы зеленели, Чтобы вырос целым плод. Осенью, после того как урожай овощей собран и убранв погреба, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются.Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комьяразбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимниеморозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пластыземли задержат весной во время таянья снегов больше влаги. Ребята, расскажите мне, что вы запомнили из нашейбеседы? ( дети составляют коллективный рассказ о том, как люди трудятся наприусадебных участках) Мы ответили Незнайке, отдадим письмо синичке, пустьотнесет его. Беседа: «Что необходимо растениям для роста иразвития» Цель: обобщение, выявление необходимых условий дляроста и развития растений. Задачи: опытным путем подтвердить условия роста иразвития растений; развивать способность наблюдать, строить предположения,делать умозаключения, умение работать сообща; воспитывать у детей чувство товарищества, заботливоеотношение к природе. Ход беседы: В: - Ребята, мы посадили семена овощей на нашеммаленьком огороде, а теперь я вам расскажу, что необходимо растениям для ихроста. Верхний слой земли, в котором растут все растения,плодородный и называется «почва». Он формировался многие сотни лет и содержитвсе, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли иперегной. Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральнымисолями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнившихлистьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его вминеральные соли. В почве обитают и земляные черви, и кроты, иземлеройки, и личинки насекомых. Черви, кроты, землеройки — друзья и помощникисадовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остаткирастений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, ккорешкам растений поступают влага и воздух. Послушайте стихотворение. Помощник крот Как-то раз весною крот Посетил наш огород. Он проверил клумбы, грядки И заметил непорядки: Портят слизни и жуки Огородные ростки, Слишком уж земля тверда — Не проходит вглубь вода. И сказал помощник крот: — Я спасу ваш огород! Разрыхлю я чернозем, Истреблю личинок в нем. Под землей ходы пророю — Дождь наполнит их водою. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.