Штанькова Ирина Сергеевна,воспитатель,детский сад №14,село Новоселицкое

Проект «Огород на подоконнике»

06 мая [пн]

МДОУ «Детский сад №14»

логопедическая группа

Проект

«Огород на подоконнике»

Воспитатель: Штанькова ИринаСергеевна

Проект: краткосрочный.

Продолжительность: 8 недель.

Направленность: познавательно – исследовательская.

Участники: воспитатель, дети логопедической группы,родители.

Актуальность:

Дошкольный возраст – возраст познания и исследованияогромного мира природы.

Участвуя в проектах, дошкольник получаетсистематические знания, в результате практической деятельности и наблюдения.Наблюдение – это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивоговнимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Взрослыена этом этапе главные помощники.

Деятельность по уходу за «огородом» закладываетосновы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.Создание «огорода» на подоконнике развивает любознательность и наблюдательностьу детей, помогает лучше узнать жизнь растений и их особенности. Способствуетхудожественно – эстетическому развитию.

Цель:

формирование у детей интереса к исследовательскойдеятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

воспитание у детей любви к природе;

создание в группе «огорода» на подоконнике.

Задачи:

Расширять знания детей о культурных растениях;

Закреплять знания о строении растений;

Формировать представление об особенностяхвыращивания культурных растений (лук, чеснок, укроп, кинза, петрушка, салат,редис);

Обобщать представление детей о необходимых условияхдля благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);

Систематизировать знания детей о значении воды вжизни всего живого;

Продолжать формировать умение детей ухаживать зарастениями в комнатных условиях;

Обогащать словарный запас;

Способствовать развитию творческих способностей удетей; поощрять разнообразие детских работ.

Предполагаемый результат:

Дети познакомятся с культурными растениями;

Дети получат знания о разнообразии семян;

В процессе опытнической работы дети получат знанияоб условиях необходимых для роста растений;

Дети получат знания о строении растений;

Дети научатся правильно ухаживать за растениями;

В группе будет создан «огород» на подоконнике;

Дети научатся фиксировать свои наблюдения вдневниках;

Родители примут активное участие в реализациипроекта;

Этапы работы над проектом:

Подготовительный: 1 неделя:

Определение цели и задач проекта, сборинформационного материала, заготовка посадочного материала, создание условийдля организации работы в «огороде» на подоконнике.

Составление плана мероприятий по организации детскойдеятельности.

Основной (или этап реализации проекта): 2, 3, 4, 5недели:

Проводятся мероприятия - рассматривание, беседы,чтение, опыты, эксперименты, творческая деятельность;

Уход за растениями;

Наблюдение за ростом растений.

Заключительный: 6 неделя:

Подведение итогов;

Составление фото отчета по реализации проекта;

Выставка творческих работ детей;

итоговая беседа.

План-схема реализации проекта: “Огород наподоконнике”

Беседы

«Откуда берутся овощи?»

«Труд людей на приусадебных участках».

«Что нужно растениям для роста и развития?»

«Уход за овощными культурами».

Итоговая беседа

«Чудо-огород на подоконнике».

Наблюдения

Рассматривание семян через лупу.

Наблюдение за всходами растений.

Наблюдение за ростом лука, чеснока, укропа, кинзы,петрушки, салата, редиса.

Наблюдение за состоянием листьев в утреннее иполуденное время.

Наблюдение за состоянием листьев рассады послеполива и опрыскивания.

Познавательно-исследовательская деятельность

Разновидность семян.

Посадка семян на рассаду.

Строение растений.

Установление связи: растения - земля, растения -вода, растения - человек.

Выращивание лука, чеснока, укропа, кинзы, петрушки,салата, редиса на «грядке» в помещении.

Дегустация выращенной зелени.

Социально-коммуникативное развитие

Игры

«Во саду ли, в огороде»

«Найди отличия»

Сюжетно-ролевые игры

«Овощной магазин».

Дидактические игры

«Вершки и корешки»

«Что сначала, что потом»

«Узнай на ощупь»

«Что лишнее?»

«Лото «овощи и фрукты»

«Чего не хватает?»

«Что изменилось?»

Труд

Посадка растений.

Полив и опрыскивание всходов.

Прополка сорняка.

Сбор урожая.

Речевое развитие

Рассматривание

Книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

Пословицы и поговорки об овощах.

Чистоговорки об овощах.

Потешки об овощах,

Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,

Д. Родари «Чиполлино»,

Е. Благинина «Приходите в огород»,

В. Волина «Наша грядка»,

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»

Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,

Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

Составление

рассказа – описания по картинкам.

Стихотворение-игра-считалка

Г. Сапгир “Садовник”.

Отгадывание загадок

Об овощах.

Развивающие игры на развитие речи

«Магазин «фрукты, овощи, ягоды»

«Чудесный мешочек».

«Один - много».

«Назови ласково».

«Что за овощ?»

«Закончи предложение»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование

«Забор для нашего огорода».

Конструирование

. «Домик для нашего огорода»

Лепка

«Наши овощи созрели».

Рисование

«Зарисовка этапов роста растений».

Слушание

Б. Можжевелова «Огородная – хороводная».

Игра – хоровод

«Кабачок».

Музыкальная игра

«Пугало».

«Хоровод овощей».

Физическое развитие

Пальчиковые игры

«Фрукты».

«Театр пальчиков и языка».

«Варим мы компот».

«В сад идем мы погулять».

Подвижные игры

«Баба сеяла горох».

«Посади и собери урожай».

Мероприятия по работе с родителями

Участие в создании «огорода на подоконнике».

Участие в наблюдениях.

Организация выставок детских работ

рисунков, поделок из пластилина.

В ходе реализации проекта «Огород на подоконнике»были получены следующие результаты:

Дети познакомились с многообразием овощных культур;

Получили знания о строении растений;

Узнали об условиях необходимых для благополучногороста и развития растений;

Научились ухаживать за растениями;

В группе создан «огород» на подоконнике;

дети учились фиксировать наблюдения за растениями в«дневниках наблюдений»;

родители приняли активное участие в проекте «Огородна подоконнике».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа: «Откуда берутся овощи?»

Цель: Сформировать представление о садово-огородныхкультурах.

Задачи: Уточнять и закреплять знания детей обовощах, фруктах, ягодах, их свойствах и качествах; как выращиваются; какуюпользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе,самостоятельность при выполнении заданий.

Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во садули в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель.

Ход беседы:

В: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела настоле эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей).

В: Хотите узнать?

Воспитатель достает из коробочки загадки

В: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем. (на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.)

Загадки об овощах.

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки. (Помидоры)

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

В: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у наспоявились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи!

Овощи — основная еда, без которой человеку необойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощейнаходится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля иморковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощноерагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральныхсолей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглыйгод. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи,такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами испособны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезныеблюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получаюткрахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

- А откуда берутся овощи?

(варианты ответов детей)

- Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке.

В: Сегодня мы с вами создадим свой маленький«огород», только он будет на подоконнике.

Кто из вас знает, что нам нужно для того, чтобыполучился огород?

(варианты ответов детей).

- Нам понадобятся контейнеры с землей, семенарастений, вода.

( Воспитатель приглашает детей к столу, на которомстоят контейнеры с землей, лежат семена.)

В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем висследователей, посмотрите, перед вами на тарелочках лежат семена, ониодинаковые?

(ответы детей).

- Правильно, все семена разные. У нас есть семенаогурца, чеснока, укропа, кинзы, петрушки, редиса и  салата . Семена лука выглядят в виде большихлуковиц.

А теперь потрогайте пальчиками землю. Какая она?(ответы детей)

Она мягкая, рыхлая, влажная.

А теперь мы посадим луковицы в контейнеры с землей.Луковицы  должны лежать на одинаковомрасстоянии друг от друга. Теперь немножко засыплем их землей.

Луковицы посадим в землю на одинаковом расстоянии.

Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семенаросли?

( ответы детей)

Нужно полить.

И будем наблюдать, что же будет с ними происходить.

- Ребята, скажите, чем мы сейчас занимались?

- Сажали семена овощей и зелени.

- Какие овощные культуры вы знаете?

- Какие полезные свойства овощей вы знаете?

- Откуда берутся овощи?

Беседа: «Труд людей на приусадебных участках»

Цель: Формировать представление детей о работе наприусадебном участке.

Задачи: Закрепить представления детей о характерныхпризнаках весны.

Прививать желание и интерес к труду. Воспитыватьлюбовь и бережное отношение к живой природе.

Материал: Слайды как люди работают на приусадебныхучастках; картинки или муляжи овощей.

Ход беседы:

В: Ребята, синичка  принесла письмо. Послушайте. Пишет намНезнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пришла весна и скоро нам с друзьяминужно будет посадить в огороде овощи, а как это делать я не знаю. Может быть выподскажете, с чего начать и как это делается?» Ваш друг Незнайка.

- Что, ребята, напишем Незнайке письмо? Мы свойогород уже посадили и сможем ему подсказать.

Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейкифевральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевныехлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовитьящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.

Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая землянапитается талой водой и согреется — можно идти работать в огород. Скоропоявится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаромведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».

С чего нужно начать весенние работы в огороде? (ответыдетей, составление письма).

Верно! Сначала нужно собрать граблями прошлогоднююлиству и засохшие стебли растений в кучу и сжечь их, а образовавшейся золойможно удобрить землю в огороде. Затем нужно наметить, где мы будем делатьгряды, и вскопать землю.

Вот огород и вскопан, сделаны ровные, аккуратныегрядки, чуть приподнятые над землей, чтобы к корням овощей, которые мы посадим,поступало больше воздуха.

Летом на грядках созревают овощи: зажигаютсяфонарики сладкого перца, начинают алеть помидоры, наливаются соком кабачки — иприходит время собирать урожай.

Народ примечает: «Август — и собериха, и припасиха»;«Что соберешь в августе, тем и будешь сыт».

Послушайте стихотворение.

Добрый урожай

Как чудесно в огороде

Поработать ясным днем!

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем.

Пахнет сладкой спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Все поспело, все созрело —

Добрым будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай!

Говорили в народе и так: «Пришло время батюшке-огороду поклониться».

Огород-батюшка

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты кормил нас целый год

И капустой, и морковью.

Угощал нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Солнечным весенним днем

Снова я к тебе приду.

Я вскопаю чернозем,

Вырву с корнем лебеду.

Стану я тебя лелеять,

Наш кормилец-огород,

Чтобы всходы зеленели,

Чтобы вырос целым плод.

Осенью, после того как урожай овощей собран и убранв погреба, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются.Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комьяразбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимниеморозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пластыземли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.

Ребята, расскажите мне, что вы запомнили из нашейбеседы? ( дети составляют коллективный рассказ о том, как люди трудятся наприусадебных участках)

Мы ответили Незнайке, отдадим письмо синичке, пустьотнесет его.

Беседа: «Что необходимо растениям для роста иразвития»

Цель: обобщение, выявление необходимых условий дляроста и развития растений.

Задачи: опытным путем подтвердить условия роста иразвития растений;

развивать способность наблюдать, строить предположения,делать умозаключения, умение работать сообща;

воспитывать у детей чувство товарищества, заботливоеотношение к природе.

Ход беседы:

В: - Ребята, мы посадили семена овощей на нашеммаленьком огороде, а теперь я вам расскажу, что необходимо растениям для ихроста.

Верхний слой земли, в котором растут все растения,плодородный и называется «почва». Он формировался многие сотни лет и содержитвсе, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли иперегной. Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральнымисолями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнившихлистьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его вминеральные соли.

В почве обитают и земляные черви, и кроты, иземлеройки, и личинки насекомых.

Черви, кроты, землеройки — друзья и помощникисадовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остаткирастений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, ккорешкам растений поступают влага и воздух.

Послушайте стихотворение.

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

И заметил непорядки:

Портят слизни и жуки

Огородные ростки,

Слишком уж земля тверда —

Не проходит вглубь вода.

И сказал помощник крот:

— Я спасу ваш огород!

Разрыхлю я чернозем,

Истреблю личинок в нем.

Под землей ходы пророю —

Дождь наполнит их водою. 

d1f48f6277584c98d26d7de7a245ffcf.jpg0fddb93682656cdba49c543d94986749.jpge3f4df87df7383e8d85a9d4d311aa7b0.jpgb03730e8b708dbfecf7017c9cb5bb893.jpg7ee2417bf31f0d3fbc03d3db5ed58102.jpg0cd040bc52eb4254be5bad40eead4e68.jpg011ee594280a5a6df198570d5becb4a1.jpg9aed2824ca748385ad7eafa95ae9e69b.jpgb6dad96fa3858a31517a62f08d268162.jpgadf1e1d26d1e9a14b960123386925d6b.jpgaca24f8d06bd1604b9334442239c4587.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.